Говорит:
- Ну вот смотри. Просто сравни смысловые оттенки: женская работа и мужская работа. Женский коллектив и мужской коллектив. Женская дружба и мужская дружба. Женская логика и мужская логика, в конце концов. Женский писатель. Чувствуешь разницу, да? Женщины получили гражданские права, но все еще не получили психологических.
- Хммм. - отвечаю, - В чем-то ты права, пожалуй. Но ведь психологические права - это в их собственных головах, верно?
- Нет, дорогой мой. Во всех головах без исключения. Ты ведь понял, что я сказала, правда, когда приводила примеры разницы? Хотя я не обозначила, что именно не так с женской половиной. Но ты понял, о чем шла речь. Сразу же.
Я замолкаю, потому что она, как минимум, заставила меня задуматься.
- В том, что ты говоришь, есть рациональное зерно. Но также есть и яд. Требуя от кого-то признания себя, ты отдаешь ему власть над собой. Отдаешь право решать, кто ты есть. И не можешь быть полноценно собой, пока он тебе не позволит. Это тот результат, которого ты хочешь?
Теперь замолкает и задумывается она. Потом говорит:
- Тайм-аут. Я прошу тайм-аут, мне надо подумать. И угости меня кофе, пожалуйста.
- С удовольствием. Как символический жест и проявление ужасного мужского шовинизма, конечно же?
- Разумеется.
- Как ты все это терпишь, бедняжка.
- Ах, сама не знаю, сама не знаю.
После кофе расходимся по своим делам, вполне довольные друг другом.
- Ну вот смотри. Просто сравни смысловые оттенки: женская работа и мужская работа. Женский коллектив и мужской коллектив. Женская дружба и мужская дружба. Женская логика и мужская логика, в конце концов. Женский писатель. Чувствуешь разницу, да? Женщины получили гражданские права, но все еще не получили психологических.
- Хммм. - отвечаю, - В чем-то ты права, пожалуй. Но ведь психологические права - это в их собственных головах, верно?
- Нет, дорогой мой. Во всех головах без исключения. Ты ведь понял, что я сказала, правда, когда приводила примеры разницы? Хотя я не обозначила, что именно не так с женской половиной. Но ты понял, о чем шла речь. Сразу же.
Я замолкаю, потому что она, как минимум, заставила меня задуматься.
- В том, что ты говоришь, есть рациональное зерно. Но также есть и яд. Требуя от кого-то признания себя, ты отдаешь ему власть над собой. Отдаешь право решать, кто ты есть. И не можешь быть полноценно собой, пока он тебе не позволит. Это тот результат, которого ты хочешь?
Теперь замолкает и задумывается она. Потом говорит:
- Тайм-аут. Я прошу тайм-аут, мне надо подумать. И угости меня кофе, пожалуйста.
- С удовольствием. Как символический жест и проявление ужасного мужского шовинизма, конечно же?
- Разумеется.
- Как ты все это терпишь, бедняжка.
- Ах, сама не знаю, сама не знаю.
После кофе расходимся по своим делам, вполне довольные друг другом.
no subject
Date: 2019-02-17 10:37 am (UTC)From:Я могу сколько угодно в своей голове давать или не давать власть кому-то над собой, но если работодатель предпочитает нанять мужчину вместо меня, потому что я могу-де забеременеть, мне еще и платить придется, а работать я не буду? Если изнасилованную женщину милиция спрашивает, что она такого сделала, что спровоцировала насильника? Если девочку с детства готовят к тому, что она не самостоятельная личность, а приз для принца или рыцаря (кто готовит? все готовят - сми, культура, песни, книги, музыка, классика, родители, бабушки и дедушки, учителя, воспитатели - все в прямом смысле этого слова)? Личная повестка и личностный рост - это хорошо и прекрасно. Но это не отменяет социальной повестки. И да, социальная повестка меняется, благодаря усилиям активисток, которые сумели вылезти из этой коробки раньше других, благодаря тому, что сумели задумать и прислушаться и к себе, и к голосам женщин, которые начали борьбу за наши права. Какое счастье, что они - активистки - у нас есть!
Я феминистка, но я не зайду в один лифт с незнакомым мужчиной. Потому что в своей голове я сколько угодно могу отдавать ему или не отдавать право решать, кто я есть. Но реальный мужчина в реальном лифте может меня изнасиловать, и ему за это ничего не будет (да-да, такова статистика). Таковы реалии, пока что. И говорить сейчас "иди на курсы самообороны, не будешь бояться" - это из той же серии: самадуравиновата, не сходила на курсы, теперь расхлебывай.
Результат, которого я хочу: чтобы все - и мужчины, и женщины - забыли о том, что в мире есть мужчины и женщины. И помнили о том, что в мире живут люди. Мы все разные, но мы все одинаковые в возможностях выбирать, кто мы есть и какие мы есть, а не вот это вот все, что мальчик сильный, а девочка красивая.
no subject
Date: 2019-02-17 10:44 am (UTC)From:То есть, забыли о части объективной реальности?
Я вот за то, чтобы разница была. Но чтобы по этой разнице женщины не дискриминировались. Ни социально, ни психологически.
Чтобы женщину можно было угостить кофе и сводить в кино. И не позволить ей тащить двадцать кг продуктов домой в руках - любой женщине, а не только той, с которой рассчитываешь переспать.
Но чтобы женский коллектив, женская логика и женская дружба не имели уничижительных коннотаций.
no subject
Date: 2019-02-17 10:53 am (UTC)From:И женщины мне нравятся как раз сильные, а не те, которые чуть что и лапки вверх. Но сильная женщина и сильный мужчина сильны абсолютно по-разному. И попытки доказать, что "женщина не слабее мужчины" - заведомо проигрышны, потому что ставят мужчину как эталон. Вместо того, чтобы прорабатывать совершенно непроработанное поле - в чем специфика женской силы.
Не надо играть на чужом поле, серьезно. Вы, женщины, уже достаточно сильны, чтобы создавать свое.
no subject
Date: 2019-02-17 10:55 am (UTC)From:Я за то, чтобы ты слово "женщина" заменил на слов "друг". Или "человек, который нуждается в помощи". Ты можешь угостить друга/приятеля/симпатичного тебе человека кофе? Почему должно быть принципиально, М он или Ж? Если один слабый мужчина тащит 20 кг, то более сильный мужчина не может ему помочь? Почему? В чем разница? А если сильная женщина тащит 20 кг, и ей ок, то любой хлюпик с букафкой М в паспорте должен подскочить к ней и помогать тащить?
Люди разные, вариации отношений разные. То, что мы привыкли к М сильный, Ж красивая, вообще не значит, что это подходит всем. И вообще не значит, что так и должно быть дальше.
Как раз твой дискурс - "чтобы по этой разнице женщины не дискриминировались" - он и подходит под твой вопрос "ты хочешь отдать право другому решать, кто ты есть". А фишка в другом. Разницы нет :) Если менять дискурс с "М сильный и владеет миром" на "все люди владеют миром в равной степени", тогда и дискриминировать будет некому. И не только женщин. Патриархат - это дискурс силы и власти, где сильный жрет слабого. В этой парадигме страдают все слабые. И это не только женщины.
Извини за сумбур. Я пока только разбираюсь с этой темой, поэтому не всегда четко выражаюсь.
no subject
Date: 2019-02-17 10:56 am (UTC)From:no subject
Date: 2019-02-17 11:14 am (UTC)From:Свет, но ведь разница есть. Просто ее подают так криво, что очень многим хочется сказать - да нет ее вообще. Чтобы избавиться от проблем, вызванных кривизной подачи. Но это не работает, именно потому, что отрицает часть объективной реальности. Вместо того, чтобы распутать клубок, токсичный для обоих полов - его просто пытаются отрицать. И, как и у всякого отрицания и вытеснения, результат несколько предсказуем.
Мне сейчас уходить надо, я потом, может, внятнее сформулирую, но разница точно не в "мужчина сильный, женщина красивая". Разница ближе к "мужчина оружие, женщина ведьма". Или вот: мужчина - боевой корабль, а женщина - погода на море. Между ними невозможно сравнение, но возможно взаимодействие.
no subject
Date: 2019-02-17 11:26 am (UTC)From:Я готова выслушать тебя, но у меня априори всё, что начинается со слов "мужское" и "женское" вызывает скепсис. И почему женщина не может быть боевым кораблем, а мужчина - погодой? Бывают мужчины ведьмаки/колдуны и женщины воины. Это вопрос выбора, талантов, способностей, ценностей, но никак не биологического пола. Которого, я повторюсь, вариантов больше, чем М и Ж.
Биологическая разница есть, очевидно, по крайней мере, в видимом нам спектре. Но она никак не коррелирует с социально-психологическим, личностным обликом человека.
no subject
Date: 2019-02-17 11:28 am (UTC)From:Я пишу про людей.
no subject
Date: 2019-02-17 11:29 am (UTC)From:+++
Результат, которого я хочу: чтобы все - и мужчины, и женщины - забыли о том, что в мире есть мужчины и женщины.
+++
В социальном и психологическом мире, в котором мы - хомо сапиенсы - в основном и живем, биологический пол не имеет значения.
+++
Они пытаются отрицать то, что существует независимо от них. Это, естественно, не получается. От этого они "страдают". А виноват кто? Ну конечно-же мужчины.
no subject
Date: 2019-02-17 12:21 pm (UTC)From:А как дискриминируют людей с синдромом Дауна? Все беременные женщины сдают специальный скрининг, и если есть вероятность рождения ребенка-дауна, женщине предлагается сделать аборт, на уже довольно солидном сроке, официальная рекомендация.
Видела выступление мужчины с синдромом Дауна, ученого, со степенями, который читает лекции в крупнейших штатовских вузах, ведёт полноценную интересную жизнь, вдохновляет других людей, снялся в двух голливудских фильмах. И он говорит: "Я не считаю, что моя жизнь не ценна и что было бы лучше, если бы я не родился".
Пока женщины доказывают, что они равны мужчинам, кто-то пытается доказать, что он тоже человек, и такие как он тоже имеют право на жизнь. Чудовищно. А кто об этом знает? Почти никто.
no subject
Date: 2019-02-17 12:47 pm (UTC)From:Обычно там в голове нон-стоп шарманка играет про гендер, стеклянный потолок, неравенство в доходах и прочую токсичную маскулинность.
no subject
Date: 2019-02-17 12:49 pm (UTC)From:Потому что сильнее всего дискриминируют друг друга.
Остальные - просто походя под раздачу попадают.
no subject
Date: 2019-02-17 01:03 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-02-17 01:06 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-02-17 01:12 pm (UTC)From:Спасибо, как минимум повеселили. Я не знаю в какой стране вы живете, но в моей на сегодняшний день ситуация - ровно наоборот: женщина в лифте может порвать на себе одежду, расцарапать лицо, выйти и обвинить этого мужчину. И ей ничего не будет, в отличие от него.
no subject
Date: 2019-02-17 02:30 pm (UTC)From:Не буду повторять дельные комментарии, отмечу только что полностью согласен и с тем что сами мужчины больше всего друг друга дискриминируют и с тем что не только женщины объект дискриминации.
А вообще... "У верблюда два горба потому что жизнь - борьба". Выбирайте любую, но не забывайте "что пончики любовь не заменят".
no subject
Date: 2019-02-17 05:48 pm (UTC)From:Два. Сила языка действительно очень велика, и "женская работа" останется собой, как ни крути, до тех пор, пока мы её употребляем в речи. Но тут смешно - я уверена, что до прочтения этого текста, я не встречала это словосочетание очень долго. Невозможно что-то забыть, когда на тебя постоянно бросаются разного типа борцы и требуют забыть-исключить-развидеть навечно =)
У Элиаде есть текст, там рассказывается про то, что, в течение времени, разные идеи/религии/научные подходы входят в моду, и, даже если их несостоятельность доказана прямо сразу, "никакая критика не в состонии повредить моде". А мы внезапно живем в период моды на критику, и это тот еще Ёрмунганд.
no subject
Date: 2019-02-17 07:30 pm (UTC)From:Некоторые люди считают необходимым различия стереть. Равномерно смешать, скажем, мёд с другими субстанциями.
> Хотя любая дискриминация это жесть и позор, конечно.
Это не так. Далеко не любая.
no subject
Date: 2019-02-17 07:44 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-02-17 07:57 pm (UTC)From:Теперь поехали.
Почему женщина не может быть боевым кораблем, а мужчина погодой.
Да может, разумеется :-) Все могут быть чем угодно. Я за максимальную свободу. Но это, знаешь, вопрос из разряда "почему мальчик не может играть в куклы, а девочка в машинки". Может. Но статистическое большинство девочек выберет кукол, а статистическом большинство мальчиков - машинки. Не потому, что их принуждают, а потому, что разница существует. При этом, повторюсь, я за то, чтобы мальчик с куклами и девочка с машинками не вызывали ни у кого удивления. Я против позиции - "машинки и куклы - это одно и то же".
А вот теперь важное. Ключевое для разговора.
Проблема не в гендерной разнице и даже не в ее кривой трактовке. Проблема в том, что любой, кто берется говорить на эту тему, почему-то берется говорить за всех. "Ты девочка, ты обязана играть в куклы". Буллщит. "Ты человек, ты не имеешь права делать различия между куклами и машинками". Еще больший буллщит.
Разница между мужским и женским существует. В том числе и непосредственно в реальности, данной в ощущениях. Существует слово "женственный", например, и его невозможно заменить синонимами, не привязанными к полу. Существует слово "маскулинность", и его тоже ничем не заменишь. И эти слова не требуют объяснений, они понятны, как холодный и горячий. Они - отражение аспектов реальности. Существующих.
И я за то, чтобы разница была осознана и проговорена. А уже после осознания и проговаривания - каждый для себя решал, насколько ему эта разница важна, насколько он хочет ею пользоваться в своей жизни, и как именно. "Я - существо без отчетливых гендерных признаков" - вполне ок. "Я сегодня на 30% мужчина и на 70% женщина, а завтра на 90% мужчина и на 10% женщина" - тоже ок. А вот "различий не существует, они надуманы" - уже не ок. Потому что является дискриминацией тех, кто эти различия видит и хочет принимать в расчет.
no subject
Date: 2019-02-17 07:58 pm (UTC)From:Общество дискриминирует несовершеннолетних - не продает им алкоголь. Людей с синдромом Дауна и слепых - не берут в пилоты и авиадиспетчеры. Преступников - лишают свободы и некоторых прав. Людей с невысоким уровнем интеллекта - не берут в университет (правда, в Штатах с этим успешно борются). И т.п. Это всё примеры дискриминации.
no subject
Date: 2019-02-17 08:05 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-02-17 08:10 pm (UTC)From:Штука в том, что в обществе не бывает так, чтобы какие-то группы дискриминированы - а все остальные свободны. Оно обычно взаимосвязано. Если дискриминировать женщин как заведомо несамостоятельных и способных жить только возле мужчины - то уровень ответственности мужчин в таком обществе возрастает многократно. Если черных не допускают в университеты, то белым нельзя петь блюз. Дискриминация никогда не равномерна, но всегда взаимна.
no subject
Date: 2019-02-17 08:17 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-02-17 08:26 pm (UTC)From:А язык всего лишь фиксирует состояние культуры, притом с небольшим опозданием, задержкой, новые языковые структуры появляются, старые какое-то время задерживаются, прежде чем выйти из употребления.
Это к тому, чтобы понимать, насколько условны культурные и социальные фишки, связанные с гендером, насколько легко они программируются воспитанием и окружением, и насколько люди не любят их переосмысливать без необходимости (необходимость - резко изменившаяся реальность, например, при переезде в другую страну).
При этом разницу-то между мужским и женским лично я вижу, но она совсем, совсем не там.
PS: триггерная тема - хороший способ подсобрать энергии ;)