Вынесу из комментариев:
Можно, разумеется, бесконечно цитировать комикс про Паулу и Ричарда. И рассуждать о социальной справедливости. И доказывать, что не у всех в этом мире равные возможности.
Но штука вот в чем: есть объективные обстоятельства, а есть - локус контроля (склонность приписывать свои удачи и неудачи внешним или внутренним причинам). И эти два параметра не связаны приблизительно никак. Первое - свойство окружающего мира, второе - свойство личности.
И только от локуса контроля зависит, какой результат вы выжмете из своих обстоятельств. Паула не станет директором транснационального холдинга - но она может стать хорошим бухгалтером или спившимся бомжом. И разница между двумя версиями Паулы - намного больше, чем между Паулой и Ричардом.
Так вот, дорогие мои любители социальной справедливости. Вы можете таскать в зубах этот несчастный комикс из разговора в разговор, и цитировать его при любых обстоятельствах. Никто вам не мешает. Просто знайте: каждый раз, когда вы это делаете - вы нажимаете кнопочку "сделать мою собственную жизнь немного хуже". И всё. Это единственный результат, который вы получаете.
Вы не получаете ни больше сочувствия, ни больше уважения, ни больше возможностей. На кнопке только одна надпись: сделать хуже.
Жмите хоть до посинения.
Можно, разумеется, бесконечно цитировать комикс про Паулу и Ричарда. И рассуждать о социальной справедливости. И доказывать, что не у всех в этом мире равные возможности.
Но штука вот в чем: есть объективные обстоятельства, а есть - локус контроля (склонность приписывать свои удачи и неудачи внешним или внутренним причинам). И эти два параметра не связаны приблизительно никак. Первое - свойство окружающего мира, второе - свойство личности.
И только от локуса контроля зависит, какой результат вы выжмете из своих обстоятельств. Паула не станет директором транснационального холдинга - но она может стать хорошим бухгалтером или спившимся бомжом. И разница между двумя версиями Паулы - намного больше, чем между Паулой и Ричардом.
Так вот, дорогие мои любители социальной справедливости. Вы можете таскать в зубах этот несчастный комикс из разговора в разговор, и цитировать его при любых обстоятельствах. Никто вам не мешает. Просто знайте: каждый раз, когда вы это делаете - вы нажимаете кнопочку "сделать мою собственную жизнь немного хуже". И всё. Это единственный результат, который вы получаете.
Вы не получаете ни больше сочувствия, ни больше уважения, ни больше возможностей. На кнопке только одна надпись: сделать хуже.
Жмите хоть до посинения.
no subject
Date: 2019-01-28 10:56 am (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 11:09 am (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 11:15 am (UTC)From:Пост про те, що кожна внутрішня згода с цим коміксом погіршує життя того, хто погодився. Хто б він не був - хоч Річард, хоч Паула, хоч рожевий марсианский алігатор.
no subject
Date: 2019-01-28 11:59 am (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 12:12 pm (UTC)From:І якщо Річард раптово почне вважати свої результати наслідками везіння, а не роботи - то гірше від цього стане їм обом. Паулі буде трохі емоційно комфортніше, так, але вона буде ще глибше занурюватись у болото свого зовнішнього локус-контролю. А Річард просто втратить частину своєї здатності вирішувати проблеми и рухатись далі.
Емоційний комфорт Паули того не вартий. Та й врешті-решт, Річард не відповідає за ємоційний комфорт Паули.
no subject
Date: 2019-01-28 12:26 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 12:34 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 11:20 am (UTC)From:https://www.youtube.com/watch?v=gxA7m6XV4fk
no subject
Date: 2019-01-28 11:27 am (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 11:41 am (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 02:51 pm (UTC)From:Я этой хрени про Полу вообще не верю, на самом деле, за что меня поклонники этого клипа всерьез не принимают. У меня типа white male privilege. Хотел бы я посмотреть на этих людей в условиях моего (по мне так прекрасного) детства.
Винить надо себя в первую очередь. У Полы уже есть преимущество по рождению - она родилась не в индийской деревне, например. Хотя я знаю одного CEO в Австралии, он родился в бедной семье в индийской деревне. И прорвался. Ну это, конечно, male privilege.
no subject
Date: 2019-01-28 03:50 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 05:23 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 08:44 pm (UTC)From:Если как следует копнуть человека, который, например, всерьез страдает "почему я до сих пор не чемпион мира по бегу?" - то окажется, что он не хочет быть чемпионом мира по бегу. Он хочет себя клевать за то, что он не чемпион. И пока он тратит время на ответ на вопрос "почему я еще не" - он тратит его впустую. На любой ответ на этот вопрос, в принципе. И уж тем более - если он, чтобы иметь ответ на этот вопрос, отрежет себе ногу. Ответ - железобетонный. Не придерешься. Я не чемпион мира, потому что у меня нет ноги. Все, самая токсичная часть действительно нейтрализована. В картине мира больше нет фразы "потому что я ничтожество". Но и ноги - тоже нет. И выхода из ловушки тоже нет, потому что человек все еще находится в парадигме того, кто не справился.
А правильный вопрос для этого человека будет - не "почему я все еще не", а "в какой момент и почему я решил, что обязательно должен стать чемпионом мира по бегу". Причем это не риторический вопрос, не освобождающий, на него нельзя просто ответить "точно, и чего это я, дурак, вдруг такое придумал - ничего я никому не должен". Это не работает. Все равно будешь внутренне должен. На этот вопрос должен быть личный ответ, детальный. Как, в каком возрасте это желание появилось и как менялось. "До шести лет такие вопросы не волновали, потом отец развелся с матерью, а я как раз пошел в секцию бега, и в шесть лет мне показалось, что если я буду бегать лучше всех - он вернется". И прочее в том же духе. Наивное, личное, уязвимое. И пока нет такого вопроса и такого ответа - возможность счастливой жизни все-таки сильно ограничена.
Пойми меня правильно, я не то что бы категорически против детокса такого рода. Иногда он необходим - как промежуточный этап. Как возможность отдышаться. Но я понимаю его суть. А суть его - в том, чтобы снизить боль с невыносимого уровня до выносимого. И заплатить за это возможностью двигаться вперед. И я рад, что у тебя этот детокс был, именно тогда, когда тебе нужно было. Когда уровень боли зашкаливал. Но я не могу поддержать идею, что он вообще, в целом, полезен, и ничему не мешает. Мешает, по определению. Потому что все равно находится в ложной парадигме. Отвечает на вопрос, который сам по себе токсичен. На который вообще отвечать нельзя, никак.
no subject
Date: 2019-01-28 06:30 pm (UTC)From:Во первых и главных, всегда полезно смотреть на реальный мир, а не воображаемый справедливый и готовый распластаться перед твоими ногами, как только ты приложишь усилия (а если не распластался, то значит "усилия были неправильные"). Не читая еще этой записи, я как раз об этом написала сегодня два поста.
Во вторых, речь не всегда "обо мне", а как раз о всех других Паулах и Ричардах и о том, как мы их оцениваем, или что мы можем сделать, чтоб им помочь (или не мешать).
В третьих, если говорить все-таки о том, как использовать комикс этот для оценки собственный усилий, то как раз вполне возможно, что он будет только помогать понять, "почему я еще не CEO", а не делать хуже. А вот лозунги вроде "успеха может добиться любой" -- они таки делают хуже.
no subject
Date: 2019-01-28 10:06 pm (UTC)From:Каждый человек считает свой набор тараканов - реальным миром. Что вот лично он видит настоящую реальность, а все, кто с ним не согласен - пребывают в иллюзиях. Поэтому, без обид - но аргумент не принимается даже в первом приближении. Почему вы решили, что мир, в котором "от меня ничего не зависит, все решают обстоятельства" реальнее мира, в котором "обстоятельства - только стартовая точка, а путь прокладываешь ты сам"? Точнее, даже не так: как вы сможете свой тезис доказать?
(Для понимания вопроса: я не считаю реальным ни тот, ни другой. Локус контроля - свойство личности, а не мира. Меня интересует только, какие результаты дает тот и другой. Потому что они оба - не реальность, а инструментарий работы с ней).
"В третьих, если говорить все-таки о том, как использовать комикс этот для оценки собственный усилий, то как раз вполне возможно, что он будет только помогать понять, "почему я еще не CEO", а не делать хуже. А вот лозунги вроде "успеха может добиться любой" -- они таки делают хуже."
Как бы это объяснить...
Вопрос "почему я еще не СЕО" - в принципе ядовит. Любой ответ на него, хоть "потому что я ничтожество", хоть "неправда, это все обстоятельства, я ни при чем, я котик" - одинаковый яд. Я выше в коментах, в ответе lightluk, расписал подробно механизм, как это работает. Любой человек, в принципе взявшийся отвечать на этот вопрос - уже в ловушке. Вне зависимости от ответа.
no subject
Date: 2019-01-28 07:20 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-01-28 07:35 pm (UTC)From:no subject
Date: 2019-02-04 07:19 am (UTC)From:Добавлю своё небольшое имхо...
Интернальность/экстернальность - это тоже в бОльшей степени социально детерминированные качества. Формируются ближайшим окружением, воспитанием в семье и т.д. Корни всё равно туда.
А что касается механизма, который Вы описали в комментариях - описано классно, точно, согласна.
Только вот опять-таки корень мучающих вопросов а-ля "почему я не..." или всяких других негативных сценариев - может быть заложен и в более раннем возрасте, когда ребенок мало что ещё осознает, не обладает определенными зрелыми механизмами психологического реагирования,защиты. Соответственно всякие особенности воспитания, атмосферы в раннем возрасте, стрессовых ситуаций, травм - они формируют дальнейшие личностные особенности и реакции,паттерны,сценарии. И далеко не всегда человек может и задать, и ответить себе на вопрос о причинах возникновения нынешней "жопы" в жизни, так как просто не сможет вспомнить,узнать.