Смиренным быть просто. Это же сброс ответственности, сразу. Солнышко светит, птички божьи расчирикались, а я маленький человек и ни за что не отвечаю. Прикрутите гордыню, вот в любой ситуации - и сразу же увидите, что жить вам стало легче, и двери рая чуть-чуть приоткрылись. Всегда работает. Так что если ваша основная цель - чтобы жить стало полегче, не читайте этот текст, он не для вас.
Так вот, про гордыню. Кому она в принципе нужна. Тем, в чьем сердце есть ценности, по масштабам сильно превосходящие его самого. И кто эти ценности реализует на практике. Если вы сходу, не задумываясь, можете ответить, в чем ваша объективная ценность для мира - вероятно, это про вас. Если хоть чуть-чуть задумались над вопросом - то нет. Тот, кто сознательно работает на свои ценности, прекрасно знает, в чем они заключаются.
Зачем гордыня нужна. Затем, что без нее ваши ценности сожрут. Вместе с вами. Мир расчитан на взаимодействие людей без особых ценностей, и ваша биология на это расчитана. И чтобы противостоять этому, нужен очень мощный противовес.
Объясню на сильно упрощенном примере. Если вы изобретаете лекарство от рака, то не пойдете на дворовый субботник по разгребанию мусора. Потому что знаете, что один ваш день за работой принесет гораздо больше пользы, чем очищенный метр двора. И недовольство соседей вам будет глубоко до лапмпочки. Даже вопроса нет, идти или не идти.
Но это простой и понятный пример, а жизнь обычно подкидывает задачи посложнее. В жизни к вам придет не управдом с субботником, а любимая жена с просьбой помочь теще выкопать шесть соток картошки. И вы не сможете ответить "Нет, дорогая. Я готов купить твоей матери грузовик отборной картошки, если надо, но я не готов вкладывать свое время в обслуживание ее тараканов". Потому что тогда жена скажет "Да, конечно, ты прав", а в выходные положит в багажник лопату и поедет одна, тайком вытирая слезы. В жизни незнакомый человек в интернете напишет вам, что вы не разбираетесь в деталях быта аборигенов Новой Гвинеи, и вы потратите полвечера на то, чтобы аргументировано доказать ему, что он дурак. И так далее. Социум найдет миллион способов сожрать вашу ценность. Причем самые жесткие из них будут исходить от самых любимых людей.
И если у вас нет достаточной гордыни, чтобы защитить свою ценность - ее сожрут. Не потому, что социум такой плохой, и так и норовит вам что-нибудь откусить. А потому, что у него нет под вас ниши. Люди с ценностями - довольно редкие существа, на самом деле. Социум под них не заточен. Биология под них не заточена. На вашу территорию будут постоянно наступать не потому, что агрессивны, а потому, что вообще не понимают, что на что-то наступили. Ее придется постоянно, планомерно и рутинно защищать.
И с этой точки зрения внутренняя позиция равенства - заведомый проигрыш. Уважение - да, любовь - да, равенство - нет. Демонстрировать ли гордыню - отдельный вопрос; иногда это, действительно, имеет смысл, а иногда нет. Но чего точно нельзя - нельзя внутренне соглашаться на равенство. Это плохая переговорная позиция. Потому что спорная территория, на которую вы оба претендуете, должна быть поделена не пополам. Она должна быть поделена так, чтобы вам с вашей ценностью хватило места.
Но тут у меня есть и кое-что утешительное. О ситуациях, когда за территорию приходится бороться с близкими. Прекрасная правда в том, что в этом случае вы боретесь не _с_ близкими, а _за_ них. Я видел, что случается с людьми, пожертвовавшими ценностью ради отношений. Они сначала медленно гаснут, потом впадают в депрессию, а потом отношения превращаются в такой кошмар, что близкие еле успевают свалить.
Поэтому гордыня в таких ситуациях - это мастхэв для выживания. Универсальный антидот. Не только для себя.
Так что да: "высокомерие, усердие, удача". Именно в таком порядке.
Так вот, про гордыню. Кому она в принципе нужна. Тем, в чьем сердце есть ценности, по масштабам сильно превосходящие его самого. И кто эти ценности реализует на практике. Если вы сходу, не задумываясь, можете ответить, в чем ваша объективная ценность для мира - вероятно, это про вас. Если хоть чуть-чуть задумались над вопросом - то нет. Тот, кто сознательно работает на свои ценности, прекрасно знает, в чем они заключаются.
Зачем гордыня нужна. Затем, что без нее ваши ценности сожрут. Вместе с вами. Мир расчитан на взаимодействие людей без особых ценностей, и ваша биология на это расчитана. И чтобы противостоять этому, нужен очень мощный противовес.
Объясню на сильно упрощенном примере. Если вы изобретаете лекарство от рака, то не пойдете на дворовый субботник по разгребанию мусора. Потому что знаете, что один ваш день за работой принесет гораздо больше пользы, чем очищенный метр двора. И недовольство соседей вам будет глубоко до лапмпочки. Даже вопроса нет, идти или не идти.
Но это простой и понятный пример, а жизнь обычно подкидывает задачи посложнее. В жизни к вам придет не управдом с субботником, а любимая жена с просьбой помочь теще выкопать шесть соток картошки. И вы не сможете ответить "Нет, дорогая. Я готов купить твоей матери грузовик отборной картошки, если надо, но я не готов вкладывать свое время в обслуживание ее тараканов". Потому что тогда жена скажет "Да, конечно, ты прав", а в выходные положит в багажник лопату и поедет одна, тайком вытирая слезы. В жизни незнакомый человек в интернете напишет вам, что вы не разбираетесь в деталях быта аборигенов Новой Гвинеи, и вы потратите полвечера на то, чтобы аргументировано доказать ему, что он дурак. И так далее. Социум найдет миллион способов сожрать вашу ценность. Причем самые жесткие из них будут исходить от самых любимых людей.
И если у вас нет достаточной гордыни, чтобы защитить свою ценность - ее сожрут. Не потому, что социум такой плохой, и так и норовит вам что-нибудь откусить. А потому, что у него нет под вас ниши. Люди с ценностями - довольно редкие существа, на самом деле. Социум под них не заточен. Биология под них не заточена. На вашу территорию будут постоянно наступать не потому, что агрессивны, а потому, что вообще не понимают, что на что-то наступили. Ее придется постоянно, планомерно и рутинно защищать.
И с этой точки зрения внутренняя позиция равенства - заведомый проигрыш. Уважение - да, любовь - да, равенство - нет. Демонстрировать ли гордыню - отдельный вопрос; иногда это, действительно, имеет смысл, а иногда нет. Но чего точно нельзя - нельзя внутренне соглашаться на равенство. Это плохая переговорная позиция. Потому что спорная территория, на которую вы оба претендуете, должна быть поделена не пополам. Она должна быть поделена так, чтобы вам с вашей ценностью хватило места.
Но тут у меня есть и кое-что утешительное. О ситуациях, когда за территорию приходится бороться с близкими. Прекрасная правда в том, что в этом случае вы боретесь не _с_ близкими, а _за_ них. Я видел, что случается с людьми, пожертвовавшими ценностью ради отношений. Они сначала медленно гаснут, потом впадают в депрессию, а потом отношения превращаются в такой кошмар, что близкие еле успевают свалить.
Поэтому гордыня в таких ситуациях - это мастхэв для выживания. Универсальный антидот. Не только для себя.
Так что да: "высокомерие, усердие, удача". Именно в таком порядке.
no subject
Date: 2018-02-17 06:21 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 06:40 pm (UTC)From:Нет, точно не гордость. Гордость как раз от равенства идет, от "уважаю себя и уважаю собеседника, не позволяю себя обидет, если что". Ну, это в лучшем случае. И это работает там, где есть фактическое равенство. Например, среди коллег плюс-минус равного уровня. И там вопросы границ решаются иначе. А вот там, где включается фактическое неравенство - например, при очень большой разнице в масштабах действий - надо включать уже именно гордыню. Заведомую иерархическую расстановку, кто где. Потому что если ее не включить вовремя, пострадают оба.
Но вы учитывайте, что я пишу все это в, м-м, довольно узкую нишу опыта. Большинство людей не работает с ценностями, сильно превосходящими их по масштабу, и им как раз гордость нужна, а не гордыня. Поэтому то, что я пишу, никак не ляжет на их опыт.
no subject
Date: 2018-02-17 06:54 pm (UTC)From:А вот гордыня - гораздо более масштабная штука, и ее не получится поднять на масштабе себя. Только на масштабе своих целей и задач, если они действительно большие. Там не "меня должны уважать", там "я изобретаю лекарство от рака", из из этого следует не "вы обязаны выразить мне уважение", а "прочь с дороги, немедленно".
no subject
Date: 2018-02-17 06:59 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:03 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:06 pm (UTC)From:Потому что "жалкие, ничтожные люди" - это оскорбление себе в первую очередь. Потому что круг общения очень сильно определяет, кто ты есть. И если тебя окружают жалкие и ничтожные люди, значит, ты сам ничем от них не отличаешься.
Вы сейчас пытаетесь совместить со своим опытом то, под что у вас опыта нет. Это нормально, его почти ни у кого нет, и не должно быть. Но результат получается абсолютно мимо.
no subject
Date: 2018-02-17 07:12 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:13 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:15 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:17 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:18 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:23 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:26 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:26 pm (UTC)From:Арбатовцы, у которых Паниковский украл гуся и назвал "жалкими, ничтожными людьми", так и не смогли его догнать и окружить, потому что его своевременно спасли антилоповцы.)))
no subject
Date: 2018-02-17 07:27 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:29 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:32 pm (UTC)From:Можно ли в общем случае сказать что чем больше ты заработываешь, тем для мира ты ценнее? Или чем больше тебе везёт?, чем чаще «выходишь сухим из воды» там где другие бы уже десять раз погибли? Значит ценный для мира?
Или чем больше людей ты воспитал? Или накормил? Или излечил?
Есть ли какая-то корреляция между твоей ценностью для мира и какими то вещами, которые, хотя бы в общих чертах, можно измерить?
no subject
Date: 2018-02-17 07:32 pm (UTC)From:Второй вопрос - отношения с близкими должньі (????) строиться на уважении ценности каждого или близкие люди все-таки должньі понимать ценность друг друга (и соответственньіх дел) и поддерживать более ценное?
Третий вопрос - если кому-то так важна его (ее) работа (трудьі), и она такая ценная, то почему не заниматься ею (ими) не отнимая жизнь близких - найняв обслугу (прислугу, помощника)?
no subject
Date: 2018-02-17 07:34 pm (UTC)From:Гордыня - это такое слово, яркое, контекстное. С библейским оттенком. Про негра на золотом бентли никогда не скажут "гордыня", про него скажут "охуел". Слово гордыня как раз идеально задает контекст.
И да, вот то, что я описываю в посте, для сторонних людей часто именно так и выглядит - как необоснованная гордыня. Ценность, которая всем управляет, не всегда сразу видно, и результаты не всегда видно. А вот отказ идти на субботник, "потому что у меня есть более важные дела" - виден как раз сразу.
Я много раз слышал в свой адрес слова "необоснованная гордость" от людей из дальнего круга. И никогда - от людей из ближнего. Так что, мне кажется, претендовать на термин имею полное право ;-)
no subject
Date: 2018-02-17 07:38 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:40 pm (UTC)From:Я ещё подумаю над этим. Но в любом случае спасибо вам. Есть над чем подумать. Иншалла.
17 февраля 2018 г., 21:35 пользователь dark_hunter - DW Comment < dw_null@dreamwidth.org> написал:
no subject
Date: 2018-02-17 07:49 pm (UTC)From:no subject
Date: 2018-02-17 07:50 pm (UTC)From:Кого не уважают, того и посылают копать картошку. Иди, бесплатный раб, копай картошку на даче.
Отказываться копать картошку на чужой даче, игнорировать субботники - это не про гордыню. Это про рационализм. И не надо изобретать средство от рака, надо просто уважать себя. Но самоуважение - это не гордыня.
Гордыня - это чрезмерная гордость: если сам себя не похвалишь, то никто не похвалит. И смешно, конечно, выглядит со стороны.
no subject
Date: 2018-02-17 07:58 pm (UTC)From:Как вам такой критерий?
no subject
Date: 2018-02-17 08:40 pm (UTC)From:Я правильно выразилась? :)))