Этика - это техника безопасности для слепых. Для тех, кто не видит связи между, например, сегодняшней мелкой трусостью и объемом завтрашних неприятностей.
И искать в ней лазейки - то же самое, что искать лазейки в технике безопасности.
Каноничный пример - родственник мудак и наркоман. Здравый смысл говорит послать его нахер. Но это же так неэтично! Это же родственник! О нём надо заботиться! Хотя очевидно, что даже если вбухать в лечение от наркомании кучу денег, этот человек никогда не принесет эквивалентной пользы обществу.
Играя этическими понятиями хорошо-плохо, можно сделать нормальные отношения нездоровыми.
Пример - начальник тиранит подчинённых, играя на их чувстве долга и заставляя перерабатывать за просто так.
При этом очевидно, что точно так же этика способствует и излечению таких ситуаций.
Этика и лазейки несовместимые понятия. В этике императивы категоричны и абсолютны, даже если кажется что это не так. и кстати, именно этим она страшно бесит, когда начинаешь знакомится формулировками, принципами. Но потом через время действительно понимаешь, что это, как пишет dark_hunter, техника безопасности для слепых. Остается в тебе уже как некий осознаваемый пласт.
Абсолютные вещи существуют в рамках конкретных миров. Это точки опоры. "Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!" - говорят фраза эта была сказана Архимедом, находившегося под влиянием Кабаллы и значение у нее гораздо более глубокое, чем кажется на первый взгляд. Можете подумать в контексте точек опор и абсолютных вещей.
Списки императивов искать далеко не надо. Есть, например, очень прикладные вещи - этика профессий. Есть, религиозные, философские. Как ознакомитесь, так и заметите существование абсолютных вещей, но возможно под разными названиями :)
Почти оффтоп, но: где-то мне довелось вычитать, что этика - это внутренний закон, мораль - внешний, а нравственность - среднее арифметическое, которое получается при попытке мораль на этику натянуть. Этими определениями я пользовался примерно год.
После этого поста усомнился, полез искать определение. Нашел "Этика - это система норм нравственного поведения человека или группы людей" и (в википедии) "Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д." То есть, этика (в контексте поста) - это что? Система социальных законов и привычек общества?
Я бы сказал, что этика в контексте поста - это внутренний закон, выраженный словами.
При этом люди делятся на три группы. Первая - видит взаимосвязи, т.е. понимает, почему не надо плевать в колодец. Вторая напрямую взаимосвязей не видит, но чувствует что-то такое интуитивно. "Ну вот не надо и все, вот да, ну как-то так". У них это называется совестью. И третья - те, которые не видят и не чувствуют. И вот для них, для этой третьей группы, и есть этика как техника безопасности для слепых.
Правильно ли я понимаю, что этот вопрос в Вашем исполнении стыкуется с темой о существовании или несуществовании всеобщей справедливости?
Про справедливость я уже помню очень смутно. Видимо, в прошлый раз выяснил, что хотел. Так что нет, это вопрос "с нуля". Просто из привычных мне определений на "технику безопасности для слепых" подходит мораль - и как раз в ней имеет смысл искать лазейки (ну, если ею вдруг кто пользуется - а я таких знаю). Причём реально имеет, потому что кроме фактической безопасности в ней куча исторически скопившегося мусора. То есть, имхо, у третьей группы этики, собственного внутреннего закона, просто нет, не отросло. Поэтому они могут пользоваться или не пользоваться моралью. Склоняюсь к мнению, что неверно использую термин "этика".
Почему-то аналогично. А вот слово "этика" люблю. Возможно, потому, что оно не так заезжено всякими политиканами, как слова "мораль" и "нравственность".
no subject
Date: 2014-07-03 09:27 pm (UTC)From:no subject
Date: 2014-07-03 10:25 pm (UTC)From:Что с ее помощью можно обойти?
no subject
Date: 2014-07-05 01:53 pm (UTC)From:Каноничный пример - родственник мудак и наркоман. Здравый смысл говорит послать его нахер. Но это же так неэтично! Это же родственник! О нём надо заботиться! Хотя очевидно, что даже если вбухать в лечение от наркомании кучу денег, этот человек никогда не принесет эквивалентной пользы обществу.
Играя этическими понятиями хорошо-плохо, можно сделать нормальные отношения нездоровыми.
Пример - начальник тиранит подчинённых, играя на их чувстве долга и заставляя перерабатывать за просто так.
При этом очевидно, что точно так же этика способствует и излечению таких ситуаций.
no subject
Date: 2014-07-08 11:35 pm (UTC)From:Честно говоря, не вижу в этом какой-то отдельной ловушки. Некорректно использовать можно все что угодно.
no subject
Date: 2014-07-04 04:11 pm (UTC)From:no subject
Date: 2014-07-05 01:54 pm (UTC)From:А где можно ознакомиться со списком императивов?
no subject
Date: 2014-07-06 09:38 am (UTC)From:Списки императивов искать далеко не надо. Есть, например, очень прикладные вещи - этика профессий. Есть, религиозные, философские. Как ознакомитесь, так и заметите существование абсолютных вещей, но возможно под разными названиями :)
no subject
Date: 2014-07-06 10:53 am (UTC)From:no subject
Date: 2014-07-06 01:08 pm (UTC)From:no subject
Date: 2014-07-05 05:03 pm (UTC)From:После этого поста усомнился, полез искать определение. Нашел "Этика - это система норм нравственного поведения человека или группы людей" и (в википедии) "Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д."
То есть, этика (в контексте поста) - это что? Система социальных законов и привычек общества?
no subject
Date: 2014-07-08 11:21 pm (UTC)From:При этом люди делятся на три группы. Первая - видит взаимосвязи, т.е. понимает, почему не надо плевать в колодец. Вторая напрямую взаимосвязей не видит, но чувствует что-то такое интуитивно. "Ну вот не надо и все, вот да, ну как-то так". У них это называется совестью. И третья - те, которые не видят и не чувствуют. И вот для них, для этой третьей группы, и есть этика как техника безопасности для слепых.
Правильно ли я понимаю, что этот вопрос в Вашем исполнении стыкуется с темой о существовании или несуществовании всеобщей справедливости?
no subject
Date: 2014-07-08 11:45 pm (UTC)From:Так что нет, это вопрос "с нуля". Просто из привычных мне определений на "технику безопасности для слепых" подходит мораль - и как раз в ней имеет смысл искать лазейки (ну, если ею вдруг кто пользуется - а я таких знаю). Причём реально имеет, потому что кроме фактической безопасности в ней куча исторически скопившегося мусора.
То есть, имхо, у третьей группы этики, собственного внутреннего закона, просто нет, не отросло. Поэтому они могут пользоваться или не пользоваться моралью.
Склоняюсь к мнению, что неверно использую термин "этика".
no subject
Date: 2014-07-09 01:04 am (UTC)From:Пожалуй, у меня есть некое личное предубеждение к слову "мораль". И к слову "нравственность" тоже.
no subject
Date: 2014-08-07 12:49 am (UTC)From:А вот слово "этика" люблю.
Возможно, потому, что оно не так заезжено всякими политиканами, как слова "мораль" и "нравственность".