Ну хорошо. Давайте разберемся. Позиция "все, что происходит с человеком в жизни, является только и исключительно результатом его собственных действий". И традиционное возражение на нее: "ну да, кирпич на голову упал - где тут его собственные действия? Что он мог сделать, чтобы не попасть под кирпич - из дома не выходить вообще?". Машина сбила. Начальник не в духе был, уволил. Банановая кожура под ногу попала - очнулся, гипс. И так далее. Кто прав?
Строго говоря, сами по себе кирпичи на голову не падают. Чтобы любое событие произошло, человек должен внутренне позволить ему произойти. Но это - иррационально и недоказуемо. Поэтому давайте для простоты будем считать, что кирпичи падают случайным образом - на всех в равной мере. И увернуться от них, по условиям задачи, нельзя. Сторонников идеи "я ничего не мог сделать, так сложились обстоятельства" такая постановка вопроса порадует, а мне - облегчит задачу объяснить.
Итак, возьмем какой-нибудь внезапный и непредсказуемый "кирпич на голову". Идете вы, скажем, в толпе, а на встречу вам - посланец ада, мрачный шкаф два на два - толкнул, ногу оттоптал, не заметил, пошел дальше. Событие уже произошло, и никакой вашей воли здесь не было. Оно само. Случайно. А вы - жертва.
Но вот тут и начинается самое интересное. Потому что у вас миллион возможных реакций на событие. Можно продолжить идти по своим делам и через две минуты напрочь забыть о происшедшем. Можно догнать и отпиздить ножкой от табуретки. Можно сесть на задницу и громко разрыдаться. Можно догнать, пожать руку и поблагодарить за урок спокойствия и терпимости. Или прийти домой и что-нибудь написать - например, гневный пост в жж. Или роман века. Или заявление в милицию. Или письмо воображаемому психотерапевту. Много чего можно, словом.
Но что бы вы ни сделали - именно от этого зависит, как ситуация будет развиваться дальше. Проведете ли вы вечер в больнице. Или будете две недели искать обидчика с милицией и собаками. Или получите нобелевку по литературе. Или достинете высшей степени просветления и съебетесь к чертям собачьим с этой планеты. Чем бы ни закончилась ситуация для вас, она будет определяться не тем, что вас толкнули, а тем, как вы на это отреагировали. Внешнее событие - всегда только повод. Спусковой механизм. А стрела - вы. Ваши мысли, слова, поступки. Именно они дают тот результат, который чаще всего ошибочно приписывают событию.
И дальше, чтобы не было разговоров, что я просто не беру в расчет действительно тяжелые ситуации. Беру. Но единственная по-настоящему тяжелая ситуация, в которой эти закономерности не работают - смерть. Потому что труп не выдает вообще никакой реакции на внешние события. Все остальные ситуации зависят только от вас. Объясняю на пальцах.
Скажем, есть два близнеца - Вася и Ваня Пупкины. Абсолютно одинаковые, во всем, с одинаковыми способностями и слабостями. Оба с детства занимались каким-нибудь жестким видом спорта, достигли там всех возможных вершин и мировой известности, на пике карьеры сели в самолет - и разбились. Пострадали в катастрофе тоже одинаково: оба ездят на инвалидной коляске, и это навсегда. Спортивная карьера накрылась медным тазом. И вот тут, по какой-то непонятной причине, близнецы в первый и последний раз в жизни поступили не одинаково. Первый решил, что жизнь кончена, стал ежедневно бухать, спился, и ездит теперь на своей коляске по району, бутылки собирает. Второй с горя решил отвлечься хоть чем-то, чем угодно, вспомнил, что в детстве любил рисовать - и взялся за рисование всерьез. И внезапно оказалось, что он гениальный художник. Мировая известность, толпы поклонников, и главное - бешеный кайф от работы. Больше, чем от спорта. Появляется любимая жена - тоже, скажем, колясочный инвалид; познакомились случайно на одной из выставок. Детей нет и не может быть, совместные утренние пробежки тоже исключены. Все остальное - есть.
Будет ли второй близнец так же счастлив, как был бы без катастрофы? Понятия не имею. И никогда не узнаю. Но главное - его жизнь будет очень сильно отличаться от жизни первого. Причем оба будут говорить, что причиной нынешнего положения вещей является катастрофа. Люди всегда так говорят.
И всегда в этом ошибаются. Потому что настоящая причина сложившейся ситуации - не события, а ваши действия в ответ на них. Я еще готов поверить, что какие-то совсем уж мелочи могут иметь результат сами по себе, без вас; но чем жизненная ситуация глобальнее - тем меньше в ней места случайности.
Вспомните хорошенько те моменты вашей жизни, которые случились сами, без вашей воли (не вины. воли. это важно), подойдите к зеркалу и произнесите: "то-то и то-то произошло против моей воли". А теперь поднимите глаза и честно скажите: "я солгал".
Потому что все, что произошло с вами - сделано вашими руками, и ничьими больше. Это правда. Зачастую некомфортная, но правда. А если вам кажется, что с вами (важно: с вами, а не с кем-то другим) что-либо произошло помимо вашей воли - значит, вам чем-то выгодно так считать. Значит, вы получаете от этого какой-то психологический бонус, и этот бонус для вас ценнее, чем возможность управлять собственной жизнью. Ну что ж, это ваш выбор, и этот выбор у вас не в состоянии отнять никто. Даже я.
Строго говоря, сами по себе кирпичи на голову не падают. Чтобы любое событие произошло, человек должен внутренне позволить ему произойти. Но это - иррационально и недоказуемо. Поэтому давайте для простоты будем считать, что кирпичи падают случайным образом - на всех в равной мере. И увернуться от них, по условиям задачи, нельзя. Сторонников идеи "я ничего не мог сделать, так сложились обстоятельства" такая постановка вопроса порадует, а мне - облегчит задачу объяснить.
Итак, возьмем какой-нибудь внезапный и непредсказуемый "кирпич на голову". Идете вы, скажем, в толпе, а на встречу вам - посланец ада, мрачный шкаф два на два - толкнул, ногу оттоптал, не заметил, пошел дальше. Событие уже произошло, и никакой вашей воли здесь не было. Оно само. Случайно. А вы - жертва.
Но вот тут и начинается самое интересное. Потому что у вас миллион возможных реакций на событие. Можно продолжить идти по своим делам и через две минуты напрочь забыть о происшедшем. Можно догнать и отпиздить ножкой от табуретки. Можно сесть на задницу и громко разрыдаться. Можно догнать, пожать руку и поблагодарить за урок спокойствия и терпимости. Или прийти домой и что-нибудь написать - например, гневный пост в жж. Или роман века. Или заявление в милицию. Или письмо воображаемому психотерапевту. Много чего можно, словом.
Но что бы вы ни сделали - именно от этого зависит, как ситуация будет развиваться дальше. Проведете ли вы вечер в больнице. Или будете две недели искать обидчика с милицией и собаками. Или получите нобелевку по литературе. Или достинете высшей степени просветления и съебетесь к чертям собачьим с этой планеты. Чем бы ни закончилась ситуация для вас, она будет определяться не тем, что вас толкнули, а тем, как вы на это отреагировали. Внешнее событие - всегда только повод. Спусковой механизм. А стрела - вы. Ваши мысли, слова, поступки. Именно они дают тот результат, который чаще всего ошибочно приписывают событию.
И дальше, чтобы не было разговоров, что я просто не беру в расчет действительно тяжелые ситуации. Беру. Но единственная по-настоящему тяжелая ситуация, в которой эти закономерности не работают - смерть. Потому что труп не выдает вообще никакой реакции на внешние события. Все остальные ситуации зависят только от вас. Объясняю на пальцах.
Скажем, есть два близнеца - Вася и Ваня Пупкины. Абсолютно одинаковые, во всем, с одинаковыми способностями и слабостями. Оба с детства занимались каким-нибудь жестким видом спорта, достигли там всех возможных вершин и мировой известности, на пике карьеры сели в самолет - и разбились. Пострадали в катастрофе тоже одинаково: оба ездят на инвалидной коляске, и это навсегда. Спортивная карьера накрылась медным тазом. И вот тут, по какой-то непонятной причине, близнецы в первый и последний раз в жизни поступили не одинаково. Первый решил, что жизнь кончена, стал ежедневно бухать, спился, и ездит теперь на своей коляске по району, бутылки собирает. Второй с горя решил отвлечься хоть чем-то, чем угодно, вспомнил, что в детстве любил рисовать - и взялся за рисование всерьез. И внезапно оказалось, что он гениальный художник. Мировая известность, толпы поклонников, и главное - бешеный кайф от работы. Больше, чем от спорта. Появляется любимая жена - тоже, скажем, колясочный инвалид; познакомились случайно на одной из выставок. Детей нет и не может быть, совместные утренние пробежки тоже исключены. Все остальное - есть.
Будет ли второй близнец так же счастлив, как был бы без катастрофы? Понятия не имею. И никогда не узнаю. Но главное - его жизнь будет очень сильно отличаться от жизни первого. Причем оба будут говорить, что причиной нынешнего положения вещей является катастрофа. Люди всегда так говорят.
И всегда в этом ошибаются. Потому что настоящая причина сложившейся ситуации - не события, а ваши действия в ответ на них. Я еще готов поверить, что какие-то совсем уж мелочи могут иметь результат сами по себе, без вас; но чем жизненная ситуация глобальнее - тем меньше в ней места случайности.
Вспомните хорошенько те моменты вашей жизни, которые случились сами, без вашей воли (не вины. воли. это важно), подойдите к зеркалу и произнесите: "то-то и то-то произошло против моей воли". А теперь поднимите глаза и честно скажите: "я солгал".
Потому что все, что произошло с вами - сделано вашими руками, и ничьими больше. Это правда. Зачастую некомфортная, но правда. А если вам кажется, что с вами (важно: с вами, а не с кем-то другим) что-либо произошло помимо вашей воли - значит, вам чем-то выгодно так считать. Значит, вы получаете от этого какой-то психологический бонус, и этот бонус для вас ценнее, чем возможность управлять собственной жизнью. Ну что ж, это ваш выбор, и этот выбор у вас не в состоянии отнять никто. Даже я.
no subject
Date: 2011-07-17 09:17 pm (UTC)From:наверное, оффтоп
Date: 2011-07-17 09:36 pm (UTC)From:в том смысле, что момент _позволения произойти_ и момент принятия решения- из одной области, а значит вопросы вроде "ты не жалеешь, что поступил так-то?" имеют отношение к весьма странной категории. то есть, совершенно непонятна подобная жалость. можно огорчится от ошибки, конечно, но раз человек принял конкретное решение, значит, по-другому не хотел (явно или неявно).
Re: наверное, оффтоп
Date: 2011-07-17 09:50 pm (UTC)From:Плюс еще один момент: большинство решений - не сиюминутны. Редко бывает так, что вот одна-единственная точка, и в ней надо принять решение на всю жизнь. Большинство решений требуют возобновлять их ежесекундно. Скажем, пить или рисовать - возобновляемые решения. И в любую минуту от них можно отказаться.
Re: наверное, оффтоп
From:Re: наверное, оффтоп
From:no subject
Date: 2011-07-17 09:40 pm (UTC)From:no subject
Date: 2011-07-17 09:52 pm (UTC)From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-17 10:27 pm (UTC)From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-19 05:54 am (UTC)From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-17 09:54 pm (UTC)From:no subject
Date: 2011-07-17 10:00 pm (UTC)From:А что до счастливого случая - как показывает практика, если счастливый случай свалится на человека, не способного с ним справиться - в итоге у этого человека все, м-м, хорошо если останется просто на прежнем уровне. А не упадет ниже, чем было.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-17 10:31 pm (UTC)From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-07-18 12:37 am (UTC)From:no subject
Date: 2011-07-18 12:39 am (UTC)From:Приятно знать, что пишу не в пустоту.
no subject
Date: 2011-07-18 03:09 am (UTC)From:no subject
Date: 2011-07-18 03:34 am (UTC)From:"что делают случайности в кустах? - случаются!"
Date: 2011-07-18 06:54 am (UTC)From:"сформулировать вопрос как-нибудь более конкретно"
история вкратце:
за месяц до - записалась на операцию (в др. городе), договоренности с хирургом, все обследования и пр., приезжаю к назначенной дате, а хирург смотрит на меня как на привидение адольфа элоизыча..., вместо меня взяли кого-то еще..., при условии, что первая дата операции была по всем астро-программам довольно удачлива для моей задумки..., хирург явно нервничал (чувство вины), настоять на своем "первенстве" не удалось, даже пустив его под нешуточный "пресс"..., операцию переносят на сначала невесть какое время, потом на одно число, потом на другое уже через неделю..., и почти все идет через жопу..., с последствиями...(плохое восстановление, швы расходятся и тыпы)
через месяц я узнаю, что после операционной было много умерших...(первой операционной, меня оперировали в другой клинике, но хирург тот же)
потом смотрела и искала причины этих неслучайностей, ничего внятного особо не обнаружила...
в чем был мой косяк - тоже не поняла...
это из конкретных примеров
(хммм...наверное надо мне узнать, что сталось с тем человеком, что влез вперед меня...)
no subject
Date: 2011-07-18 01:48 pm (UTC)From:Некоторые просто не любят брать на себя ответственность за свою жизнь. Такое чувство, что они так и остались детьми и взаимодействуют с миром как со своими родителями: вот я губы надую, и мама увидит как мне плохо, меня пожалеет и конфету даст. Или это в детстве их так напугали окриками "нельзя", "положи", "сиди тихо", что теперь у них страх нового и незнакомого?
часто у людей, которые во всем винят судьбу, свой особый взгляд на жизнь.
Один мой друг очень хорошо поет, но все его кастинги (все 5!) ни к чему не привели. До 30 лет он был "слишком застенчив", чтобы ходить на кастинги, а теперь ему 38 и он "слишком стар". На предложение петь в ресторанах он отвечает, что у него нет музыкантов и грустно вздыхает, давая понять, что дело не в музыкантах, а в том, что такой талант как он не может выступать в кабаках. Он убежден, что жизнь это телешоу: "кто был ничем, станет всем" и т.д.
no subject
Date: 2011-07-18 05:42 pm (UTC)From:=)
no subject
Date: 2011-07-18 09:51 pm (UTC)From:"Отражения, кривляясь,
Выраваются на волю.
Равнодушно ухмыляясь
Тихо плача но без боли.
Тонут в зеркале желанья
Замедляются движенья
Нас отдали на закланье
Нас поймали отраженья."
(c) Rain, взято из "Фальшивых зеркал" С. Лукьяненко
На каждый гран лжи, задушеный и истребленный в себе самом без всякой жалости, приходится осознание чего-то нового. И когда процесс закончится останется ощущение себя пронзительное и четкое как яркий солнечный свет. И целостность. И завершенность.
А внезапный кирпич по голове - это да. Это неприятно. Но это же насмерть. Такие варианты рассматривать смысла нет.
конкретный пример...
Date: 2011-07-19 09:26 pm (UTC)From:no subject
Date: 2011-07-20 04:16 am (UTC)From:Нашей реакцией на ситуацию, определяющей дальнейшее развитие событий, может быть и бездействие. Пока есть время принимать решение - человек может долго думать-думать-думать и так ничего и не сделать. Очевидно, это не касается случаев, когда тебя толкнули или наступили на ногу, но к более серьезным ситуациям относится, я полагаю.
в этой связи вспомнилась одна притча
Date: 2011-07-26 02:46 am (UTC)From:тут два момента: все-таки ему надо было сперва достичь совершества, а потом его все-таки преодолеть - оно ему пригодилось не само по себе, а как элемент включения в какую-то высшую магию, как условие перехода в другую лигу
no subject
Date: 2011-07-26 09:18 pm (UTC)From:Спасибо
no subject
Date: 2011-07-30 10:35 am (UTC)From:no subject
Date: 2011-07-30 09:46 pm (UTC)From:Оно?
Это парадокс, который больше всего занимает меня в последнее время. Сила, равная силе Бога. Не та же по масштабам, но та же по природе. И при всей этой силе - глубоко прошитые желания-сценарии-потребности, вложенная при рождении судьба, которую люди добросоветстно проживают. Полная свобода выбора - и заранее прописанный внутри выбор. Люди - очень странные существа.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2011-10-09 04:00 pm (UTC)From:no subject
Date: 2012-06-22 03:17 am (UTC)From:соглашусь с одной поправкой: все, что произошло с взрослым дееспособным человеком и не привело к потере дееспособности (смерти в крайнем случае) действительно является лишь стимулом для реакции
вещи, происходящие с полностью или частично недееспособным (в силу возраста или любых других ограничений) могут действительно оказаться вне зоны ответственности за них
no subject
Date: 2012-06-22 08:04 am (UTC)From:Например, вполне взрослые люди часто в упор не понимают элементарных вещей. Ну вот не складывается у них в голове, и все тут. Для меня всегда оставалось загадкой, к чему это отнести - к "не хочет" или к "в принципе не способен".
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: